среда, 25 мая 2016 г.

Черная соль четверговая

Черная соль  четверговая - гордость Костромы. Каких - то 100 лет назад черная соль была на каждом столе. Готовили ее в четверг, в  последний день Великого поста,  отсюда и название четверговая. В наше время только в Костромской области сохранилась традиция приготовления черной соли на основе ржаной муки в русской печи на березовых дровах. Это натуральный, экологически чистый продукт.

Черную соль добавляют во все блюда, в которые кладут обычную соль. Живя в Архангельске в целях экономии черную соль добавляла только в овощные  салаты и с обычной солью вкус уже был не тот. Живя здесь только недавно стала солить все черной солью, а так по привычке солила только салаты.

Вот прикупила в ассортименте: специально для салата, разного помола. "Никитская" соль имеет более светлый цвет за счет большей температуры обжига, что несколько увеличивает соленость продукта и приближает его внешний вид и вкус к обычной поваренной соли. При этом достигается более высокая степень очистки пищевой соли от нежелательных примесей.


48 комментариев:

  1. Аля,я и не знала о черной соли!!!! Сейчас в моде всякие гималайские и еще не помню какие,но про черную соль слышу впервые! Спасибо! Буду знать!!
    Я все забываю спросить у тебя,лаванда взошла?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, в родительском доме не помню, чтобы была черная соль. Но знаю людей, которые помнят запасы этой черной соли у бабушек. Мне нравится, что у нее нет такой солености, так как не любительница пересолов. Хотя купила Никитскую попробовать.

      Удалить
    2. Про лаванду забыла ответить:) Еще всё всходит семечко за семечком. Она вся еще такая махонька, успеет ли вырасти:))

      Удалить
    3. Должна!! Обязана успеть!:-):-)
      Она вроде медленно вначале росла,а сейчас уже кустики. Поперла!

      Удалить
  2. Вот те на! Когда была в Костроме, никто не рассказал нам про черную соль, только сыру и купили!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно- вот те на;) Инночка, у нас столько всего интересного, что экскурсовод упустила этот момент. Но странно:)

      Удалить
    2. Будет повод ещё раз приехать в Кострому!:)))

      Удалить
  3. Аля, знаю я про вашу знаменитую соль...Когда была в Костроме купила, но давно уже всё съели...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, приезжай по новой за солью, сыром:)

      Удалить
    2. Спасибо за приглашение! Если получиться - напишу...

      Удалить
  4. Алечка, дорогая! Спасибо, что сюда позвали! Мне очень приятно! Про соль помню мы уже говорили. Сейчас поищу рецепт, как делала я сама четверговую. Все вспоминаю мыло, что показывали и говорили про мытье волос: купила белорусское с сибирским дегтем и уже помыла. Понравилось, но уксусом прополаскиваю. А вы моете ли до сих пор мылом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, не за что:)Таня, рада видеть тебя здесь. Инста все равно не мое... Да, про соль говорили и про мыло. Мыло по назначению использовала раза три, потом мыла руки:)

      Удалить
  5. Сюда про соль разместила http://kavaliota.blogspot.com.by/2016/05/blog-post_25.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подписалась, новости посмотрю потом. Почему -то не могла попасть в блог, загоняло меня в гугл+, а там...что -то у меня не получилось. Решила, что ты закрыла блог.

      Удалить
    2. Аля, я потому и оставила ссылку, у вас не было варианта подписи с урл блога.
      Все, вижу в подписчиках! Спасибо!

      Удалить
    3. Вот и я с мылом - три раза очень хорошо, а потом не промылись.. Снова взялась за шампунь

      Удалить
  6. Моя подруга этой зимой отдыхала в Костроме, привезла мне такую как у тебя на фото сверху вторая)))
    Лежит - не открываем))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и что же ты, экономная моя, на нее смотришь?)

      Валечка, сегодня посмотрела третью серию...вторая, конечно, вообще. Смотрю по серии, нервная система не выдерживает. Ты поняла, что я про старое ружье говорю.

      Удалить
  7. Я то в нашей глуши вообще о такой соли впервые слышу))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну это, Инночка, только в Кострому на экскурсию:)

      Удалить
  8. Ответы
    1. Наташа, в Архангельске ее ж не продают. Привозила соль из отпуска. Хотя сейчас в Архангельске открылся магазин с правильными продуктами, только не знаю есть ли оптовые продажи данной соли за пределы области.

      Удалить
  9. Первый раз слышу! Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приглашаю в Кострому за солью, сыром и украшениями:)

      Удалить
  10. Аля, я даже и не знала о существовании черной соли. Оказывается, как она очень вкусная и делает салаты особенные. У нас я не встречала такую соль, но загуглю и может разыщу ее:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кая, и не только салаты делает вкусной, это в целях экономии использовала только для овощных салатов. А вчера купила пачку конкретно для салатов. Эта соль из Костромы. У вас может быть другая и способ приготовления будет другой. Кая, напиши если найдешь. Интересно:)

      Удалить
  11. Алечка, здравствуй дорогая!! Спасибо за ссылочку на блог! Пусть он будет таким же уютным, интересным и гостеприимным!
    Я пользую такую четверговую солью давно, познакомилась с ней и покупаю в Талеже в монастыре Давидова пустынь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, была Уверена, что ты или Tatiana Alsace пользуетесь подобной солью и не ошиблась:))
      Спасибо, Ириночка, за пожелание! Хотелось бы тепла и уюта для друзей, гостей и для себя:) Еще не всех пригласила и не все приглашенные пришли. Иногда не могу вспомнить название блога и жду прояснения в голове...

      Удалить
  12. Аля,

    Чёрная да четверговая! Никогда о такой соли не слышала...
    Здорово! :)

    Не видела у нас такую соль...И если не ошибаюсь, и в Белоруссии такой соли нет.
    Хотя может сейчас стала появляться. Надо будет у родителей спросить ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне очень приятно, что есть о чем Вам всем рассказать и что Кострома богата на традиции и много таит в себе интересного:) Таня, напиши при случае, что скажут родители. Белоруссия с Костромой дружит:) Здесь есть магазины обуви, мебели из Белоруссии. Пользуются популярностью плиты из Белоруссии ( это узнала от народа:))

      Удалить
  13. В первый раз слышу о такой соли... И не встречала даже ни разу, ни в продаже, ни в каких-то русских специальных магазинах (у нас в таких пастилу белёвскую продают и иван-чай)... Очень бы хотелось попробовать, что это за зверь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероничка, попробуешь:) но позже. Сейчас я в каком -то загоне:)

      Удалить
  14. Слышала где-то про такую соль, но не пробывала.
    И не знала, что она из Костромы.
    Интересно.
    А сама ты ее не пробывала делать? Или это только в старых печках можно было?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, думаю есть и другая черная соль. Просто у нее будет отличаться рецепт. Кострома, якобы, сохранила именно Тот старинный рецепт. Секреты не открываются, кроме того что готовят в русской печке на березовых дровах. Готовить сама и не взялась бы. Возится с чем-то подобным не моё:)

      Удалить
  15. у нас одно время продавали, она невероятно вкусная, я покупала и прямо даже с ладошки иногда слизывала.а сейчас не могу нигде найти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, соль Вероничке пообещала и тебе обещаю. Отправлю той и другой разом, но поздней осенью, когда закончатся всякие летние забавы и встречу/провожу всех гостей. У меня нынче гости в очередь:)

      Удалить
    2. ой правда что ли??? ну вот я напросилась )))) но соль у вас в Костроме правда потрясающая, я тут опять после твоего поста в магазинах шерстила- нет как нет.
      ой ну буду на 7 небе от счастья и конечно придумаю ответную приятность)))***

      Удалить
    3. Леночка, да ты что...не напросилась. Пришлю в ассортименте, все будет хорошо:) Единственное, что нужно подождать:)

      Удалить
  16. А я недавно, читая про путешествие на теплоходе, услышала про такую соль. Но вот только теперь поняла почему же она черная.
    Каких только солей нет. У нас, к примеру, очень вкусная адыгейская. А из Грузии привезла сванскую, она красивого шафранового цвета и пахнет бесподобно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наслышана о разной соли, но увидеть/ использовать не пришлось...
      Двум блогодевочкам отправляла соль в ассортименте, не интересовалась их оценкой:)

      Удалить
    2. Предлагаю как-нибудь обменяться. Я в конце августа буду дома, заеду или в Тлюстенхабль, или к тетке мужа, которая соль делает и возьму свежую партию. У меня же ещё кулинарный блог, там всякие такие прибамбасы пригодятся...

      Удалить
    3. Хорошо. Можно на ноябрь запланировать, чтобы до НГ посылочка дошла. Сейчас нет времени и в октябре еду в отпуск.

      Удалить